Главная / Главные темы сайта / Городские заметки

Смычка города с селом. Новый почин.

09.10.2013

         8 сентября состоялось большое собрание по поводу реорганизации района. По дороге встретил  двух знакомых, полюбопытствовавших моим отношением к этому делу, причём оба высказались крайне скептически. Попытался успокоить их тем, что хуже-то всё равно трудно что-нибудь придумать, и надо бы послушать, что скажут большие люди.

        Больших людей из Оренбурга в зале было несколько, в президиуме сидели трое: Дмитрий Кулагин, вице-губернатор, заместитель председателя правительства и руководитель аппарата губернатора и правительства области (большой начальник) и два его первых заместителя – Виктор Каргалов и Вера Баширова.

        Первым выступал сам вице-губернатор и не торопился брать быка за рога. Рассказал, что преподаёт муниципальное право в юридическом институте, поделился радостью по поводу правительственного кризиса в США, высказался за смертную казнь, одобрил осмотрительные поиски национальной идеи, но отверг судорожные, приводил всякие примеры, говорил минут 50, из них по делу примерно 10. К концу выступления несколько человек, сделав озабоченный вид, покинули зал. Я пожалел, что не надел на руку часы, и нечего было показать с почти последнего ряда.

       Вера Баширова говорила гораздо тише и несколько деловитее шефа. Тут, правда, присутствующим повезло – что-то не сработало в проекторе, и мы были избавлены от просмотра видеозаписи выступления губернатора.  В общих чертах описала новую схему самоуправления территории, сравнила с существующей. Есть небольшая (по расчётам около 7 млн при общем бюджете под 2 млрд) экономия на содержании аппарата, возможность централизовать наиболее сложные функции, требующие высокой квалификации исполнителей. Можно бы поискать другие решения, но спотыкнёшься о законодательство. Законы Дум путинских призывов мудры до ужаса, справа и слева стоят прокуроры, обязанностей у муниципалитетов – под бастрык, а Минфин, выгребая с территорий основные налоги поближе к Кремлю, на овёс прижимист. И в ближайшее время наполнения муниципальных бюджетов ожидать не стОит. Это краткое содержание в вольном изложении.

      Последним выступил Вячеслав Сечнев, глава администрации Сары. Понятно и кратко высказался за необходимость реформы, перечислил некоторые опасения сельчан, предложил подумать, как их развеять.

      В конце Дмитрий Кулагин несколько раз назвал присутствующих элитой и бомондом и выразил надежду на понимание. Первое официальное представление реформы заняло 2,5 часа.

     Суть реформы: вместо 20-ти (19 сельских плюс город) муниципальных образований планируется один округ с одной администрацией и одним главой. Во всех теперешних сельсоветах останутся территориальные отделения окружной управы, чтобы жители не метались по всякой мелкой надобности в райцентр (да и как в деревне без старосты?). Статусы сельской местности и городской сохраняются со всеми вытекающими льготами и привилегиями.  Бюджет на весь округ один. Совет депутатов тоже один – районный. Земельные вопросы, благоустройство населённых пунктов, санитария, пожарная безопасность, муниципальные контракты и прочее – то, что сейчас рассыпано по сельсоветам, городской и районной администрациям – решается в одной управе. Здравоохранением в районе и так уже руководит область, а образованием – район. Вроде, всё стройненько, управление прямее, эффективнее и экономнее.  Однако.

       Народ, населяющий Россию в общем, и район наш в частности, всё меньше остаётся народом, как источником суверенитета и всякой власти, а всё больше просто тем, что из тех ворот. Потому у многих есть справедливые опасения, что власть окончательно уйдёт из-под контроля общества: начальство – в городе, что ему до Бухарчи или Симбирки?  Раньше в деревне, кроме предсельсовета, было ещё трое – парторг, профорг и красный директор. Теперь– глава администрации, один, как перст, и гол, как сокОл, прокуратура ему скучать не даёт, одно успокаивает – зарплата по нынешним сельским меркам сносная. Но не все уже на неё соглашаются, начинается «текучка кадров». Штука в том, что сейчас мы переживаем второе пришествие советской власти. «Единой России» удалось совместить в одно лицо (лицо?) райком и райисполком, а советы депутатов как были ничем и звать никак, так и остались. Всякое сокращение штата чиновников неминуемо ведёт к росту числа слуг народа. Винить на стороне тут некого – каков господин, таковы и слуги его. Так уж получилось. Хотели, как лучше.

       Есть малая возможность дело поправить. Власть старается делать вид, что ей дороги Конституция и Закон, а потому ей в двух случаях всё-таки важно мнение народа – выборы и референдум. Намечаемая реформа может осуществиться только с одобрения двух референдумов – в городе и в сёлах. И тут у граждан есть шанс заставить власть не забывать об их правах, интересах и нуждах, и о том, что называется местным самоуправлением и ответственностью перед народом, а не только перед верхним начальником. Надеяться на депутатов, по-моему, пагубная мысль – посмотрите на составы советов. Там большинством любые предложения власти принимаются «на ура», но не все они одинаково полезны.

      Надо вспомнить, кто на этой земле кормилец, кто и как с неё кормится, посматривать законодательство, вникать, думать и находить возможности влиять на разработку структуры будущей администрации, устава округа и иных составляющих общественного договора народа и власти. И, собираясь на референдум, где явка должна превышать 50%, прикинуть – гражданин ты, или просто птичку с крестиком должОн поставить, где укажут. И на выборах помнить, что тут твой голос самый громкий.

      Само собою, очень может получиться, как всегда. Но ведь сказано же: «Ищите и обрящите.»

 

      Сергей Петрушин. Кувандык.